Сонник Уоллеса: О сновидениях

сонник, сновидения

Пока вы читаете эти строки, треть людей, населяющих земной шар, спит, а к тому моменту, как они проснутся, окажется, что вместе они посмотрели более десяти миллиардов снов. Некоторые, возможно, испытали во сне случайные события, которые кажутся странными и единичными. Однако подавляющее большинство этих снов следуют одним и тем же знакомым темам и образцам, которые видим во сне мы все. Эти общие модели снов возникают вот уже десятки тысяч лет и формируют основу самых устойчивых историй и убеждений в нашей жизни наяву.
За 30 лет деятельности в качестве психолога – специалиста по снам Иэн Уоллес проанализировал более 100 000 снов и понял, что существует около 100 универсальных моделей, которые повторяются снова и снова. Люди по всему миру, независимо от их страны или культуры, рассказывают об этих моделях с замечательным постоянством. От русских полицейских до японских поваров, от норвежских байкеров до венесуэльских медсестер, от индийских танцоров до ангольских нефтяных рабочих – повсюду в мире все видят одни и те же основные образцы снов. Эти универсальные темы – не просто причудливые выражения процесса сна, это глубокое отражение личности людей, которые на самом деле создают свои сны.
Обычно мы считаем свои сны случайными переживаниями, на которые мы не можем влиять, но на самом деле правда состоит в обратном. Не сны случаются с нами, а мы случаемся со снами. Когда мы видим сны, мы без всяких усилий создаем целые миры, от звезд, мерцающих в далеких созвездиях, до отпечатков пальцев на руке любимого человека. Мы конструируем во сне эти естественные модели, потому что они отражают существенную часть нашей жизни наяву. Вырвавшись из шума и суеты своей повседневной деятельности, мы пытаемся поглубже осознать настоящую цель и истинное значение своей жизни.
Универсальные модели, которые мы создаем в своих снах, отражают этот глубокий поиск, но парадоксальным образом очень легко поверить, что сны бессмысленны и не имеют никакой реальной цели. Хотя наши сновидения и кажутся нам совершенно неразумными, ключ к пониманию языка снов лежит не просто в способности идентифицировать отдельные символы, но и в умении понимать глубочайшие модели снов, которые мы создаем. Единичный символ часто представляется нелогичным, но он может рассказать очень много, если вплести его в богатейшие темы наших «сонных» историй. Когда мы отходим на шаг назад и рассматриваем фундаментальные образцы наших снов, мы начинаем видеть более широкую картину – как в своих снах, так и в своей повседневной жизни.
Сто сновидений, описанных в данной рубрике сайта, представляют собой общие модели, которые мы все переживаем, и раскрывают послания, передаваемые нам через сновидения. Эти модели моментально узнаваемы для подавляющего большинства людей и предлагают возможность быстро оценить значение индивидуальных снов. Вместо того чтобы находить особые символы, а потом пытаться их связать, вы можете взять универсальное значение отдельного образца сновидения и применить его к своим индивидуальным обстоятельствам. Также для каждой модели приведен психологический и культурный фон, а также предложены варианты действий, которые помогут вам извлечь максимальную пользу из своего опыта во время сна.

Надежды и стремления

Ваши сны отражают основные модели событий вашей жизни наяву, и, хотя, ночные сновидения и дневная жизнь могут показаться вам не связанными, само слово «сон» («мечта») означает не только ваши ночные приключения, но и ваши осознанные надежды и стремления. Несмотря на то что намеренное стремление к достижению осознанной мечты и неконтролируемое творение ваших ночных снов представляются совершенно отдельными процессами, и то и другое изначально спровоцировано на глубоком уровне самоосознания, которым мы обладаем. Это стихийное, начальное понимание самого себя – естественное человеческое качество, оно известно как подсознание.
Бессознательность часто приравнивается к забытью, однако ваше подсознание – это просто вся информация и опыт, которые вы впитываете, не осознавая этого. Будучи рациональным человеческим существом, вы имеете склонность сознательно отфильтровывать большую часть обширного опыта, получаемого вами во время бодрствования, и встречаетесь с ней только во время сна.
Хотя ваше подсознание – это область вас самих, которую вы часто не осознаете, оно включает весь ваш прошлый опыт и варианты будущего, поэтому может представлять огромную ценность для понимания ваших истинных целей и потенциалов в обычной жизни.
Сны, которые вы создаете, – это истории, которые выражают все, что вы знаете бессознательно, и отражают то, что вы считаете самым важным в вашей реальной жизни. Эти истории – естественный язык вашего подсознания, они несут более глубокую мудрость и более широкое понимание, чем ваше сознательное «я».
Люди по всему миру неосознанно создают одни и те же истории, снова и снова, отвечая на вопросы, о важности которых для них самих в сознательном состоянии они даже не подозревают.
Часто это вопросы вроде: «Как я могу по-настоящему изменить свою жизнь?» или «Почему никто не признает мои таланты?»
Соответственно, ваши сны дают ответы на подобные вопросы, и, хотя может возникнуть соблазн зациклиться на своем «сонном» опыте, не существует сна без того, кто его видит. Через сновидения вы выражаете свою индивидуальную психологию, высвечиваете ту личность, которой вы в действительности являетесь, свои настоящие нужды и свои истинные убеждения.
Часто люди надеются, что какой-то человек или практика смогут помочь им исправить свою жизнь, однако ваше подсознание уже знает, что вы целостны, просто очень мало изучены. Исследуя свои сны, вы можете стать сами себе психологами и вести себя к полному самовыражению через эти инсайты, посланные вашим подсознанием.
Как и ночные сны, ваша дневная жизнь может часто представлять собой плохо связанную последовательность случайных ситуаций, которые заполняют ваши дни и мешают вам понимать свои главные мечты. Трудности и постоянные требования, предъявляемые вам в повседневной жизни, могут заставить вас почувствовать себя оторванными от своих важнейших стремлений, неудовлетворенными из-за несбывшихся желаний и нереализованного потенциала. Однако, лучше осознавая свои сны и тот механизм, который создает их, чтобы выразить ваше подсознательное, вы сможете воплотить их в реальность вашей жизни наяву и начать воплощать свои мечты вместо того, чтобы постоянно бежать за ними.

Сияние и поиск

Часто кажется, что неосознанные истории своих сновидений вы проживаете только во время сна. Каждую ночь вы погружаетесь в сонные миры, которые создаете без всяких усилий, а затем звонит будильник, заставляя вас с туманным взором вступать в реальность своей будничной жизни. Однако сновидение не прекращается со звонком будильника, потому что вы продолжаете направлять луч своего подсознания на все вокруг вас, даже не осознавая, что делаете это. Когда вы неосознанно сияете в окружающий вас мир, ваш луч поиска освещает всевозможные тайны, но то, что отражается на вас, кажется вам сложным и смущает вас.
Вы можете подумать, что проще игнорировать расширение своего подсознания, отбрасывая его богатую двусмысленность и фокусируясь лишь на том, что вы определенно видите и осознаете. Но даже несмотря на то, что вы пытаетесь закрыться от подсознательных отражений, они продолжают просачиваться в ваше сознание, показывая вам вспышки и фрагменты более широкой картины, словно плохо настроенный телевизор, который наскоро поставлен на ваше любимое телешоу. Эти бессвязные вспышки и случайные фрагменты часто как будто скрывают что-то крайне значимое, и довольно легко зациклиться на попытках понять их смысл. Самый простой и естественный способ это сделать – понять смысл историй, которые вы создаете в своих снах.
Вместо того чтобы исследовать эти вспышки с помощью инстинктивного восприятия, вы, возможно, попробуете рационализировать их с помощью осознанного мышления. Такая рационализация может сузить ваше более широкое понимание, и иногда создается впечатление, что вы пытаетесь понять мир, сидя дома и глядя на него через щель своего почтового ящика вместо того, чтобы просто открыть дверь и шагнуть наружу. Вероятно, вам кажется проще оставаться внутри, в безопасности логического и объективного мышления, однако это может помешать вам полнее исследовать свое «сонное» сознание. Некоторые люди все-таки выходят наружу, в бессознательное, и используют свое расширенное понимание, чтобы совершать глубочайшие открытия о себе и об окружающем мире.
В 1895 году Альберту Эйнштейну приснилось, что он съезжает по заснеженному холму на звездном луче, и он использовал этот вдохновенный образ, чтобы высветить в своей реальной жизни теорию относительности. Позже он отмечал: «Дар видеть сны значил для меня больше, чем мой талант впитывать осознанные знания».
Используя сновидения для расширения осознанного понимания, Эйнштейн стал истинным научным провидцем. Такие провидцы, открытые к происходящему в их подсознании, в буквальном смысле воплотили свои сны или мечты, совершив величайшие прорывы в науке и технологии.
Орвил и Уилбур Райт использовали сон о летающих мотоциклах и реализовали свое видение в продуваемых ветрами песках Китти Хоука, когда их мечты превратились в полеты первого летающего аппарата с двигателем. Лауреат Нобелевской премии физик Нильс Бор разработал свою модель атома после яркого сна, в котором он сидел на солнце, а все планеты кружились вокруг него по отдельным траекториям. Химик-органик Фридрих Кекуле увидел структурную формулу бензола во сне и, объявив о своем открытии, призвал своих коллег-ученых «учиться видеть сны».

Персонажи снов

Когда вы освещаете окружающий мир лучом своего подсознания, вы не просто случайно шарите им, а ищете кого-то, кто имеет для вас большое значение. Среди всех отвлекающих моментов и неясностей вы ищете отражение себя, пытаясь понять, кто вы на самом деле. Однако ваша истинная природа редко показывает себя при случайном повороте сознания, поэтому вы инстинктивно притягиваете ситуации, которые отражают вашу личность. Лучшие зеркала для вашего самоосознания – это другие люди; подсознательно воспринимая то, что они отражают, вы часто становитесь лучше осведомлены о своем характере.
Хотя кажется, что логичнее было бы считать себя отдельной личностью, как указано в паспорте или любом удостоверении, каждый человек вмещает в себя уникальный набор характеров.
В разных ситуациях проявляются разные ваши личности, в зависимости от того, что вы делаете и где находитесь. Иногда эти личности кажутся вполне обыденными: когда начинается день, вы последовательно проявляете себя как супруг, затем родитель, а затем, придя на работу, вступаете в свою профессиональную роль.
В других случаях поведение вашей личности может показаться вам незнакомым, и вы вдруг говорите: «Не знаю, что на меня нашло» или «Я был просто не в себе».
Сознательно, в состоянии бодрствования, вы можете игнорировать свои разные личности, но они продолжают проявлять себя в ваших снах. Характеры, которые вы создаете во сне, – это аспекты вас самих, и вы конструируете их исходя из опыта общения с людьми, олицетворяющими для вас эти характерные качества.
Если вы не знаете ни одного человека, обладающего определенными характеристиками, которые вы хотели бы выразить, вы просто выдумываете кого-нибудь, используя комбинацию качеств, которые вы неосознанно наблюдали в других людях.
Эти оригинальные характеры часто могут привести вас к пониманию ситуации, которую вы не можете осмыслить сознательно.
Поведение людей в ваших снах обычно отражает вашу связь с тем или иным аспектом вашей личности. Например, если вам снится любимый человек, вы отражаете глубокие, невысказанные качества своей личности. В близких любовных связях часто трудно определить, где кончается ваша личность и начинается личность вашего партнера. Если вы надолго разлучаетесь с ними, вы можете чувствовать, словно вам не хватает какой-то части самого себя.
Любимые люди во сне помогают вам понять, что они действительно значат для вас и как вы можете обогатить и внести вдохновение в свою повседневную жизнь.
Особенно частые персонажи снов – публичные личности, знаменитости. Хотя в реальной жизни вы могли с ними и не встречаться, вам может казаться, что вы близко знакомы с ними благодаря их публичным выступлениям и рассказам об их жизни в средствах массовой информации. Знаменитости часто символизируют особые таланты и достижения, и их появление в ваших снах часто пробуждает ценные и уникальные аспекты вашей личности, которые пока только ждут, чтобы их раскрыли. Еще до того, как были изобретены телевизионные шоу талантов, наши предки использовали целый набор богов и богинь, которые олицетворяли уникальные таланты и способности.

Животные во сне


Ваши сновидения населены не только всеми человеческими характерами, но и различными существами, с которыми вы встречаетесь во время ночных приключений. Животные в ваших снах представляют вашу инстинктивную природу – хотя нам, людям, нравится считать себя высшей формой жизни, все же мы продолжаем жить в животных телах, с природными инстинктами и интуитивными импульсами, которые иногда в реальной жизни кажутся неуместными и невежливыми. И хотя ваша инстинктивная природа может оказаться опасной и неконтролируемой, животные в ваших снах обычно несут в себе творчество и врожденную мудрость, которой в повседневных ситуациях бывает трудно достичь осознанно.
Животные во сне отражают невысказанную силу. Первые зафиксированные сны наших предков найдены в пещере Шове вблизи небольшого города Вальон-Пон-д’Арк в долине реки Ардеш на юге Франции и представляют собой рисунки с изображением животных, сделанные 30 000 лет назад. Почти во всех человеческих культурах существуют представления о различных характерных силах, присущих определенным животным, – например, богиня-кошка у древних египтян или тотемные животные у коренных индейцев Америки. Во многих обществах эти тотемные животные до сих пор используются шаманами для связи с высшим интуитивным сознанием, когда они медитируют между мирами сознательного и бессознательного.
В своих снах мы создаем различных животных, от жутких угрожающих монстров до преданных домашних питомцев. Домашние животные отражают те части вашей инстинктивной природы, с которыми вам комфортно, а дикие – раскрывают те части вас, которые вы хотели бы понять, даже если кажется, что их никогда не приручить. Возможно, сознательно мы и не следуем шаманским традициям, но мы остаемся близки к своему животному духу, ухаживая за домашними животными, давая им человеческие имена и обращаясь с ними как с уважаемыми членами семьи. В детстве мы часто ассоциируем своих питомцев с различными волшебными качествами, а среди наших ближайших друзей – животные-тотемы в виде плюшевых медвежат и других приятных игрушек.
Первые истории, которые мы слышим и читаем в детстве, почти всегда населены животными, первые звуки, которые мы учимся издавать, – это звуки животных, когда мы неосознанно выражаем свои инстинктивные животные качества. Научившись мяукать и мычать, мы начинаем различать персонажей мультфильмов, многие из которых – говорящие животные. Во сне мы продолжаем связываться со своей врожденной животной натурой, создавая фантастических зверей, которые умеют разговаривать и некоторые из которых кажутся полуживотными-полулюдьми. Эти сказочные существа часто продолжают жить и вне наших снов, проявляясь в мифах и различных историях в виде сфинксов, вервульфов или Винни-Пуха.
Хотя жесткие условия социума заставляют нас приручать свои природные инстинкты, подавление своей животной природы может легко привести нас к стрессу и болезни. Животные, которых мы встречаем в своих снах, часто могут показать нам, какая именно часть нашего физического организма нуждается в заботе и особом внимании.
Как и шаманы, большинство целительских традиций используют животных для демонстрации своих возможностей. Даже те профессионалы, которые жестко придерживаются западной медицинской практики, представляют себя с помощью символа змеи, обвивающей посох Асклепия. Как бы сильно мы ни пытались подавить свои инстинкты, нам всегда будут сниться животные, летающие и ползающие в нашем подсознании, вдохновляя нас и придавая нам силу.

События во сне

Персонажи и существа, которых мы встречаем во сне, генерируют большую часть действий, и мы переживаем эти драмы по мере того, как сон разворачивается в последовательности событий. Одна из самых распространенных фраз, которую используют люди, описывая свой сон, – «а потом»: обычно идет целая серия «а потом», и наконец финальная «а потом я проснулся!». Эти «а потом» организуют значительные события сна и помогают сформировать из них историю. Когда вы сталкиваетесь с разными персонажами во время этих событий, ваши бессознательные личности развивают сюжет вашей индивидуальной истории.
Может показаться, что каждая серия событий во сне уникальна, однако на самом деле они обычно следуют одним и тем же темам. Эти универсальные события, которые мы переживаем в снах, сформировали сюжеты некоторых или даже большинства мощных мифов и историй в обычной жизни. Джозеф Кэмпбелл, американский исследователь мифологии, который вдохновил Джорджа Лукаса на создание «Звездных войн», изучил тысячи рожденных из снов мифов, принадлежащих сотням культур по всему миру, и обнаружил, что практически во всех них структура развития событий одна и та же. Эти мифологические структуры глубоко резонируют в нас, поскольку мощно отражают наши индивидуальные жизненные истории.
Фундаментальные события в наших снах и историях разворачиваются в следующей последовательности: ответ на призыв к действию, затем принятие важного и глубокого решения и, наконец, триумфальная реализация наших внутренних талантов. Как и во все великие истории нашей литературы, мы обычно входим в сон как раз перед призывом к действию. В театральной пьесе это будет Акт I, или то, что голливудские сценаристы называют «ситуацией», с небольшой предысторией. Призыв к действию переходит в Акт II, который обычно представляет собой основную часть истории. По мере нашего углубления в эту драму мы вынуждены принимать трудное решение, и это середина Акта II.
В решающий момент мы часто убегаем, но если все же решаем выполнить долг перед самим собой, мы путешествуем дальше по Акту II и сталкиваемся с новыми испытаниями. Поднимаясь на преодоление этих испытаний, мы врываемся в Акт III, где наконец разрешается тот драматический конфликт, который изначально призвал нас к действию. Пока закрывается занавес или идут титры, мы обнаруживаем, что эта история дала нам гораздо более глубокое понимание, преподнесла нам дар – как во сне, так и в реальной жизни. Такую последовательность событий во сне можно найти практически в любой классической пьесе или фильме.
Обычно эпизод сна длится от 15 до 45 минут, но в эти временные рамки вы можете вместить целую жизнь, проживая те части сна, которые двигают всю историю. Как искуснейший сценарист, вы автоматически поддерживаете действие и разворачиваете события так, что можете продолжать раскрывать мотивы и желания персонажей, которых вы создаете. Может казаться, что ваш сон происходит в реальном времени, но на самом деле вы действуете во времени истории, фрагментируя и сжимая повествование в своем сне и фокусируясь на самых значительных событиях истории.

Места во сне

Персонажи в вашем сне проживают события в безграничном разнообразии мест, которые вы для них создаете. Эти декорации отражают ваш внутренний мир, показывая, где вы себя ощущаете в своей повседневной жизни. Знакомые места во сне обычно обозначают особую локализацию, которая связана для вас с определенными воспоминаниями, например, дом детства или классная комната. Наряду с возвращением в эти знакомые места вы также создаете и незнакомые, чтобы исследовать неизвестные потенциальные возможности, которые могут появиться в реальной жизни. Проходя по определенным местам во сне, вы изучаете способы, которыми можете попасть туда, куда стремитесь в своей жизни.
Когда вам снится, что вы находитесь в здании, например, в доме или офисе, вы исследуете свою личность и потенциал, который в ней заложен. Если же во сне вы пребываете на открытом месте, это означает, что вы рассматриваете то, что лежит за границами вашего сознания на данный момент, и то, каким образом можно изучить эти возможности.
Урбанистическое окружение, то есть большие или маленькие города, представляющие комплекс знаний, указывают на богатый опыт, который вы накопили в своей обычной жизни. Загородные места и дикие пейзажи пробуждают вашу экспансивную, гибкую натуру. Путешествие в далекие земли во сне показывает, что в повседневной жизни вы столкнулись с чем-то, что может показаться вам чужим.
Выражения, которые мы используем в своем языке, отражают наше подсознательное представление о собственном внутреннем пейзаже. О серьезных усилиях мы говорим как о «горе, на которую надо взобраться», и ситуация может закончиться тем, что мы «повиснем над пропастью». Когда мы фиксируемся на мелких деталях и нам трудно увидеть более широкую перспективу, мы говорим, что «не видим леса за деревьями». Работая с чем-то знакомым, мы можем сказать, что «чувствуем себя как дома».
Когда во время бодрствования вы лучом своего подсознания освещаете все окружающее, иногда во внешнем мире вы находите места, которые словно резонируют с вашим внутренним пейзажем. Это часто вызывает ощущение глубокой связи с определенным местом в физической реальности, которое может стать для вас мощным источником вдохновения. Некоторые места могут отражать внутренние миры целой группы людей, и со временем они превращаются в священные места, которые многие считают крайне важными для внутренней жизни. Некоторые строят на таких местах храмы и усыпальницы, чтобы отметить эти сакральные точки; другие собираются на спортивных трибунах, которые окружают их святые скаковые дорожки.
Ваше подсознательное представление о том, кто вы есть на самом деле, глубоко укоренено в понимании того, откуда вы и куда вы идете. Во всех культурах существуют таинственные земли обетованные и места мечты, известные под названиями Шангри-Ла, Шамбала, Гиперборея и Утопия. Глядя на человека, сидящего за столом или идущего по улице, вы часто можете заметить, что его взгляд устремлен вдаль – это его подсознание свободно бродит по местам мечты. Возможно, этих мест нет на карте и они не имеют GPS-координат, но они очень реальны для нашего подсознания, это места, где мы по-настоящему можем быть самими собой.

Предметы во сне

Кроме персонажей, событий и мест вы создаете также и все предметы в своих снах. Предметы в ваших снах отражают инструменты и ресурсы, которыми вы располагаете для формирования своей дневной жизни, и так же, как все остальное в мире ваших снов, эти предметы имеют более глубокое значение, которое простирается гораздо дальше обычного их использования. Они проникнуты значением за пределами их физических качеств и становятся вещами с почти магическими свойствами. Однако сам предмет на самом деле не является волшебным, поскольку он лишь отражает ваши внутренние таланты, когда вы освещаете его своим подсознанием.
Десятки тысяч лет мы старались понять, что именно эти предметы говорят нам в наших снах и в обычной жизни. Часто мы пытаемся сделать это, логически рассматривая свои подсознательные образы, но в результате теряем большой спектр значений, который чувствуем на более инстинктивном уровне.
Трудно описать иррациональное, используя только рациональный язык, поэтому во всех культурах и во всех наших вероисповеданиях мы пользуемся символами, которые помогают нам объективно определить неопределимое. Символ – это материальное представление нематериального значения, которое нельзя полностью выразить нашей обычной сознательной логикой.
Предметы во сне получают свое символическое значение с помощью подсознательного понимания, которое они в нас пробуждают. Символы могут показаться абстрактными концепциями, но они окружают нас повсюду, от корпоративных логотипов до компьютерных иконок, от цветов спортивных команд до религиозной иконографии. До того, как наши предки развили речь, они общались, применяя символы, и даже после эволюции всех наших разговорных языков мы продолжаем использовать символические образы, чтобы выразить свои самые глубокие чувства. Мы используем предметы во сне для обозначения того, что мы не можем вложить в слова, и наши символы – это не просто замена чему-то, это способ связи с чем-то за пределами нашей личности.
Слово «символ» произошло от греческого σύμβολον – этим словом называли предмет, часто монету или кость, сломанную пополам, половинки которой отдавались двум людям. Затем эти два человека могли узнать друг друга, проверив, подходят ли друг к другу их половинки. Это был способ установить доверие и безошибочно связаться с человеком, находящимся за пределами круга знакомых. Именно это свойство связывать кого-то с чем-то за пределами его знания и дает символу его значение, делает его таким ценным независимо от того, насколько существенной физической ценностью он обладает.
В современной жизни мы приписываем особое символическое значение предметам, которые связывают нас с чем-то за пределами нас самих. Это могут быть символы наших убеждений или веры, однако мы сейчас склонны больше всего ценить мобильные телефоны, которые применяем для общения с другими людьми за пределами нашей досягаемости. Телефоны способны соединять нас с более широким пониманием самих себя, поэтому они стали так нам необходимы и используются повсеместно. Предметы во сне также подсознательно связывают нас с чем-то более значимым за пределами нас самих, и, следуя своей человеческой натуре, мы просто не можем не исследовать эти связи.

Язык снов

Совокупность образов и символов, которые мы создаем во сне, выражают нас за пределами нашего сознательного понимания, а также помогают нам передавать опыт своих снов, когда мы пересказываем их другим людям. Древние греки снабдили нас словом «метафора», что означает перенос какого-либо качества с одной вещи на другую. Древнегреческий философ Аристотель, который сказал: «Наиболее искусные интерпретаторы снов – те, кто обладает даром замечать сходства», указал на метафорическую способность наших снов связывать и передавать значение.
Другой древнегреческий ученый, Артемидор, автор «Онейрокритики», первого современного словаря сновидений, заметил: «Толкование снов – это не что иное, как сопоставление подобного».
Метафоры – это естественный язык нашего воображения, и хотя мы все владеем им, иногда нам кажется, что это какой-то иностранный язык, который мы учили в школе, но почему-то забыли. Однако часто мы неосознанно говорим на метафорическом языке сновидений, когда используем идиомы в своей повседневной речи. Инстинктивно для нас естественно сказать «не в своей тарелке», «висеть на волоске», «все в одной лодке» или «камень на сердце», и эти речевые фигуры кажутся странными лишь тогда, когда мы задумываемся над тем, что только что произнесли.
Идиоматические образы, которые мы включаем в свои сновидения, не случайны, они описывают метафорическую основу наших снов. Мы используем качество твердости земли, чтобы представить практические и реальные значения, выбирая выражения вроде «уверенно стоять на земле», «приземленный человек». Небо обычно символизирует мысли и идеи в фразах типа «витать в облаках», «ветер в голове», «на седьмом небе». Вода часто означает эмоции и опыт, когда мы говорим «реки слез», «войти в одну реку дважды», «как с гуся вода», «ждать у моря погоды». Огонь и свет представляют творчество и страсть в таких выражениях, как «горячее желание», «загорелся идеей», «момент озарения».
Даже по мере развития разговорных и письменных языков мы начали превращать наши слова обратно в образы, чтобы выражать самые глубокие значения своих сновидений. В языке снов часто используется игра слов, когда мы видим ценный образ, из которого строится фраза. В этих «сонных» каламбурах участвуют два слова, которые звучат одинаково, но имеют разные значения, – их называют омофонами. Например, многие знаменитости рассказывали мне, что им снилось, как они снимаются в фильме с актрисой Фэй Данауэй (Faye Dunaway). Это не просто исполнение мечты, но и нарастающее беспокойство из-за того, что их карьера идет на спад и статус знаменитости скоро исчезнет (fading away).
В большинстве культур есть истории о едином человеческом языке, который существовал до появления широкого разнообразия современных разговорных и письменных языков. Одна из самых известных описывает Вавилонскую башню, строители которой общались на одном языке, а затем рассеялись по всему миру, заговорив на разных языках. Независимо от того, насколько истинна эта легенда, универсальный человеческий язык продолжает существовать в визуальных образах наших снов, в их символах и метафорах. Каждый раз, когда вы в повседневной жизни используете идиому, вы говорите на инстинктивном языке своих сновидений.

Сюжеты снов

Создавая свои сны, мы инстинктивно используем язык образов, и оказывается, что мы выстраиваем свои символы в более сложные последовательности. Эти последовательности являются основными средствами, которые помогают нам выражать свой мир и понимать себя. Можно назвать их историями или сюжетами. Если мы не понимаем чего-то в обычной жизни, мы пытаемся найти в ситуации какие-то понятные нам темы, а затем связываем их друг с другом в истории. Когда мы хотим узнать о подробностях ситуации, мы часто спрашиваем: «В чем история?», а если нам кажется, что последовательность, которую мы видим, разбивается и становится бессмысленной, мы обычно говорим, что «запутались в сюжете».
Иногда может показаться, что наши сны мимолетны и иллюзорны, но авторов многих великих и признанных шедевров мировой литературы вдохновило исследование собственного подсознания. Джеймс Джойс был одним из самых одаренных ирландских писателей, и хотя его излюбленный стиль называют термином поток сознания, более точно было бы определить его как поток бессознательного.
Один из известнейших романов Джойса «Улисс» – это бессознательный поток образов, уложенный в формальный вымышленный сюжет, который основан на похожее на сон путешествие, предпринятое Одиссеем в эпической поэме Гомера «Одиссей». В романе «Поминки по Финнигану» Джойс продолжил применять этот прием, введя в него еще больше омофонов и образов из сновидений.
Другой великий писатель, драматург и поэт Уильям Шекспир постоянно использовал свои сны в качестве основы для своих гениально выразительных произведений. Многие пьесы Шекспира являются инсценировками снов, начиная с вещих снов и предзнаменований его ранних исторических хроник, таких как «Генрих VI» и «Ричард III», и закачивая образной сценой с кинжалом в «Макбете» и поцелуем Джульетты. Шекспир нередко использовал сны в качестве основы сюжетов, а кроме того, сценография многих его пьес похожа на сновидения – например, Богемский лес в «Зимней сказке», волшебный остров Просперо в «Буре» и мечтательный мир «Сна в летнюю ночь».
Уильям Шекспир и Джеймс Джойс – признанные литературные гении, но в наших снах мы все являемся мировыми писателями и драматургами. Наши сновидения похожи на непроизвольную поэзию, которая не только описывает космос, но и использует метафорические образы, чтобы творчески конструировать его.
Созданные нами в снах истории всегда пытаются соединить нас с чем-то за пределами нас самих, перенося глубокие значения из нашей внутренней жизни во внешнюю, повседневную жизнь. Когда мы выстраиваем значимые для нас сюжеты, связывая фрагменты своего опыта, наше подсознание отчетливо выражает более крупные истории нашей жизни.
Как и сюжеты наших снов, истории, которые мы рассказываем в обычной жизни, также базируются на некотором количестве фундаментальных моделей. Самые сильные современные истории – это часто неосознанный пересказ древних устойчивых сюжетов.
Фильм Стивена Спилберга «Челюсти», основанный на романе Питера Бенчли, имеет необъяснимое и невольное сходство с 1200-летней англосаксонской эпической поэмой «Беовульф»; ее действие происходит в прибрежном городе Хеорот, которому угрожает страшное чудовище Грендель. Наши «сонные» сюжеты напрямую связывают нашу повседневную реальность с историями из более великой реальности, которая формирует основу всего нашего искусства, психологии, духовности и мифологии.

Мифология снов


В современном мире мифы обычно считаются невещественными и несущественными верованиями. Мы можем сказать про что-нибудь, что это «просто миф» или «просто сон», но таким образом мы разрываем свою связь с собственными важнейшими историями.
Наши мифы – не просто вымышленные сюжеты, они формируют глубочайшую структуру, используемую нами для осмысления своей жизни. В наших современных культурах они, как и древние мифы, часто кажутся незначительными, однако мифы, которые мы создали с тех пор, как начали обмениваться историями, являются для нас основной формой психологического исследования.
Истории, берущие начало в древней мифологии, образуют основу для всей современной психологии и поведенческих исследований.
Хотя с первого взгляда кажется, что мифы повествуют о богах и богинях (в них обычно также присутствуют фантастические существа и происходят невероятные события), на самом деле в них описаны основные модели человеческого поведения.
Отдельный миф может описывать какое-то определенное событие, но он также рассказывает историю об универсальном человеческом опыте. Эти сюжеты, снова и снова повторяющиеся в мифах, являются теми же самыми моделями, которые вы освещаете и с которыми налаживаете связь в своем подсознании.
Мы используем эти мифические сюжеты, чтобы соединиться с более общей картиной и найти в своей жизни чувство перспективы и смысла.
Может показаться, что мифология – это древние истории давно прошедших дней, но современная жизнь полна современных мифов и легенд. От ежедневных драм мыльных опер и до стремительных кинематографических феерий, нас окружают мифологические основы фундаментальных моделей человеческого поведения.
Большую часть своей повествовательной культуры, от простых сказок до сложного артурианского эпоса, мы применяем, чтобы включить эти основные поведенческие модели в наши индивидуальные истории. Наша персональная мифология позволяет нам естественным образом понимать модели, которые трудно осмыслить рациональным способом, и придает нам смелости вступать в неизведанное, выходя за границы известного нам.
По мере развития и роста догматичного научного мышления и организованных религий мы все больше теряли связь со своей личной мифологией. Однако, как и наши сны, наши мифы представляют собой произведения творчества, позволяющие нам выходить за ограничения рационального мышления и в полной мере использовать свое воображение. Понимание того, что мифы – это на самом деле не пересказ реальных событий, а поведенческие образцы, означает возможность использовать их для поддержки и исследования силы нашего воображения.
Наши индивидуальные сновидения выполняют ту же функцию, что и коллективные мифологии, но на личном, персональном уровне они помогают нам истинно оценивать богатство и сложность наших персональных историй.
Осознание своей индивидуальной мифологии дает вам возможность лучше понимать разные свои качества и аспекты личности, под которыми вы выступаете в драмах собственной жизни.
Ваша мифология помогает вам ориентироваться, осознавать, где вы находитесь и куда направляетесь, когда путешествуете по жизни в своем личном поиске. Мифологическая жизнь для человека так же важна, как и физическая, ведь ваша индивидуальная мифология строит невидимую основу, в которой вы проживаете свою повседневную жизнь. Наши сны – это наши индивидуальные мифы, а наши мифы – это наши коллективные сны.

Психология снов

При изучении снов очень легко зафиксироваться на каком-либо отдельном сновидении и начать игнорировать человека, который создает все эти сны. Чтобы по-настоящему понимать значение снов и их послания, крайне важно обладать пониманием того, кто видит сны, и его потенциальных поведенческих моделей.
Психология – это изучение человеческого поведения, и она идет дальше простых сознательных и физических манифестаций о том, что означает быть человеком. Психологические исследования могут быть сложными, в них могут проявляться очевидные противоречия, однако основные вопросы психологии следующие: кто вы есть, в чем вы нуждаетесь и во что вы верите.
Кто вы есть, обычно проявляется в том, какие качества личности вы создаете в своих снах. С точки зрения психологии личность всегда ассоциируется с действием, поэтому чем лучше вы осведомлены о своих качествах, тем проще вам достичь своих целей в повседневной жизни.
Наряду с характерами, которые вы создаете, сны, отражающие то, кто вы есть, обычно содержат некоторый вид решения, выбора.
В личностных снах зачастую встречаются здания, представляющие вас и других людей, а также различного рода барьеры и препятствия, которые символизируют ваши индивидуальные границы.
Если человек признает свои разнообразные качества, ему обычно гораздо легче прийти к правильному решению и выбрать лучший образ действий.
В чем вы нуждаетесь, как правило, проявляется в том, что в ваших «сонных» историях является наиболее ценным и значимым.
Ваши нужды обычно отражены в том, что вы больше всего цените, поэтому то, что вы постоянно притягиваете в своих снах, указывает на ваши ценности в реальной жизни. Сны, демонстрирующие ваши нужды, обычно можно определить по обнаружению сокровища или потере чего-то ценного. Ваши стремления также выражаются в снах, где вы создаете что-то или пытаетесь избавиться от чего-то, а также в любовных, интимных и страстных приключениях. Сны, полные сюрпризов и неожиданных прорывов, тоже могут указывать на то, что вам необходимо.
Во что вы верите – это ваша особенная точка зрения, когда вы рассматриваете определенную ситуацию. Поскольку подсознательно вы ищете свою подлинную личность и стремитесь к тому, что для вас ценно, вы устремляетесь в путешествие, которое проводит вас через разнообразные мнения и точки зрения.
Сны, выражающие ваши убеждения, часто включают какое-либо общение или невозможность сказать то, что вам хочется. В снах об убеждениях вы можете что-то искать, но никогда не находить в точности то, что нужно.
Сны, в которых вы путешествуете, изучая разные возможности, тоже выражают ваши убеждения, а также любые сны, в которых у вас появляется ощущение таинственности или трансцендентности.
Ознакомившись с сонником Уоллеса вы увидите, как эти основные модели человеческой психологии снова и снова появляются в сновидениях, которые мы все создаем. Знание этих фундаментальных тем может помочь вам более ясно осознать свою личность, нужды и убеждения.
Чем лучше вы будете понимать, кто вы есть на самом деле, в чем вы действительно нуждаетесь и во что вы истинно верите, тем легче вам будет принимать решения, привлекать к себе ценное для вас и по-настоящему самовыражаться.
Однако ваши сны – это не просто какие-то абстрактные психологические теории, а живые и очень важные истории, которые полностью раскрывают свой смысл, если остановиться, вглядеться в них и выяснить, что они на самом деле означают.


Читайте также...

Понравилась статья «Сонник Уоллеса: О сновидениях»? Поделитесь с друзьями в социальных сетях!


Читайте также...

Комментарии к статье «Сонник Уоллеса: О сновидениях»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *